В Петербурге разгорелся очередной скандал из-за логотипа. Причиной стал товарный знак, который зарегистрировало ООО «Воздушные ворота Северной столицы» («ВВСС»), управляющее аэропортом Пулково. На логотипе красуется чемодан, который обхватывают с двух сторон кисти рук. Эксперты увидели в этом намек на инцидент с историком Олегом Соколовым, который убил и расчленил аспирантку Анастасию Ещенко. Известного ученого задержали в тот момент, когда он пытался утопить части тела девушки, обнаружив в его портфеле отрубленные руки погибшей. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили, почему любое публичное обсуждение логотипов в Петербурге оборачивается скандалом.
Скандал с логотипом от дизайнера Лебедева
Первый крупный скандал из-за логотипа разгорелся в Петербурге еще в 2016 году. Дизайнер Артемий Лебедев получил государственный заказ на разработку туристического логотипа для города. Представленный им вариант подвергся резкой критике со стороны петербуржцев.
В итоге УФАС зарегистрировало жалобу, в которая указывалось на сговор «Студии Артемия Лебедева» с тогдашними петербургскими властями. Основной претензией стало нарушение закона «О защите конкуренции». Выяснилось, что контракт на символическую сумму в один рубль заключили между администрацией и организацией конфиденциально, без проведения открытого тендера.
29 мая 2018 года договор с Артемием Лебедев расторгли. За день до этого в отставку ушел глава городского комитета по туризму Андрей Мушкарев.
Вторая часть марлезонского балета
Позднее Смольный объявил новый тендер на разработку туристического логотипа Петербурга. Его сумма составила 7 млн рублей. Победителем стало агентство SPN Communications.
И в этот раз снова не обошлось без скандала. В октябре 2019 года в соцсетях появились изображения предполагаемого нового логотипа города — голова Петра Первого на фоне голубого круга. Сообщалось, что этот вариант логотипа Смольный уже протестировал на мероприятиях в Гамбурге и на «Экспофоруме» в Петербурге. Однако во время презентации гендиректор компании-подрядчика Андрей Баранников заявил, что в Сеть попали изображения, которые «не всегда относились к тому, что есть на самом деле».
В ноябре 2019 года комитет по туризму наконец представил новый метабренд города от агентства SPN Communications. На новом логотипе изобразили голубой круг с названием города в центре. Его выполнили в трех вариантах, написав название города на русском, английском и китайском языках.
Новый логотип опять подвергся критике в социальных сетях. По мнению петербуржцев, он оказался слишком простеньким. Ряд горожан оценил работу в 100 тыс. рублей, а не в 7 млн.
Хотели как лучше, получилось как всегда
Еще один скандал разгорелся совсем недавно — в январе 2021 года. Тогда СПб ГКУ «Организатор перевозок» объявило голосование на новый логотип для общественного транспорта в Петербурге.
До 26 января включительно горожане могли отдать свой голос за один из пяти вариантов. До этого предложенные версии отобрало профессиональное жюри. Победителя определили с учетом выбора горожан.
Однако многие петербуржцы выразили недовольство всеми предложенными вариантами, а некоторые и вовсе не понимали, зачем перевозчик заказал логотип. Они потребовали включить в список графу «против всех».
От непрофессионалов не стоит ждать шедевров
Как пояснил НЕВСКИМ НОВОСТЯМ генеральный директор рекламной группы «Успешные проекты» Илья Казарин, зачастую скандалы с логотипами возникают как результат «обратной связи» с подписчиками в социальных сетях. Ведь «расквас» с расчлененкой для Пулково создала одна из подписчиц аккаунта аэропорта в Instagram. Управляющая компания «Воздушные ворота Северной столицы» проводила конкурс в соцсетях и по его итогам отобрала «самый лучший вариант».
«Профессионализм обязан присутствовать в любом деле. Логотипы и фирменные стили не могут являться результатом творческого конкурса среди подписчиков в соцсетях. Иначе, действительно, получается какой-то „расквас”. Работу должны делать профессионалы, поскольку маркетинг — это не творчество. Это наука. Для создания логотипов нужно мыслить, как маркетолог, а не как художник по чемоданам. Иначе получится комикс. Скандалы возникают как результат обратной связи. Мы говорим про сервис для людей, не для аэропорта Пулково, который он сделал для себя. Но для пассажиров, едва ли готовых паковать чемоданы так, чтобы в них попали чьи-то руки», — считает дизайнер.
«У кого что болит, тот о том и говорит», — такой по смыслу комментарий дали в пресс-службе Пулково относительно расчлененки на своем рекламном продукте. И рассказали, что после всей шумихи даже специально показывали знак сервиса «Упаковка багажа» специалистам по психологии и психиатрии. Те вынесли вердикт — мерещится неладное на картинке лишь людям с нездоровой психикой, негативным личным опытом, инфантильным и/или вредителям. По всей видимости, к психиатру придется идти всем Петербургом. А что на картинке видите вы?
Опрос по теме Что изображено на картинке? Расквас и расчлененка 248/ 64 % Обнимашки 102/ 26 % Все нормально с логотипом, не понимаю шумихи вокруг него 40/ 10 % Смотреть все опросы Анонимное голосование Проголосовало человек.
Автор: Дмитрий Матвеев
#скандал #пулково #логотип #дизайнер #пулково аэропорт
Источник: