Петербург движется в будущее на четырех колесах и эко-двигателе. В городе на Неве увеличивается количество электромобилей. В конце ноября их было зарегистрировано чуть больше 200, но при этом количество их продаж росло как на дрожжах. Уже сейчас владельцы электрокаров могут получить разрешение на бесплатную парковку через МФЦ и прочие особые услуги.
Однако эти машины совсем не так безобидны, как кажется. Эксперт по пассажирскому автотранспорту Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ рассказал, почему электрокары не такой уж и экологичный транспорт.
1. Батареи
Электрокары все чаще стали появляться на дорогах, но их владельцы пока мало заботятся о том, как они будут утилизировать отработанные батареи, в которых содержится много тяжелых металлов.
«С электромобилями основная проблема пока одна. Это большой хайп, но никто толком не знает, куда девать электробатареи, когда они будут отработаны. Это очень большая гадость для экологии. До сих пор не существует технологии утилизации батарей. Электробатареи — это всегда различные тяжелые металлы, которые находятся на борту транспортного средства. Про то, что огромные проблемы с утилизацией, все молчат, никакой информации нет», — подчеркнул специалист.
Профессиональный эколог движения «РазДельный сбор» Екатерина Шалунова считает, что электромобили это отличное средство для того, чтобы сократить выбросы в атмосферу от автотранспорта. Однако даже она подчеркивает, что батареи для этого транспорта крайне сложно утилизировать.
«В электромобилях используются литиевые батареи. Переработка лития затруднена и экономически не оправдана. Такие батареи используют, но в основном извлекают свинец, а не литий. Литий добывают в Южной Америке. Как и любое месторождение, это нарушает ландшафт. Литий почти не возобновляемый ресурс, а спрос постоянно повышается», — отметила эколог.
2. Русский авось
Валдин предполагает, что россияне не задумываются над утилизацией «экологичных» двигателей, так как считают родину достаточно большой, чтобы найти в ней место для любого мусора. Авось само как-нибудь рассосется.
«Видимо, потому, что Россия большая, загрязнять ее можно долго, это одна из причин, почему у нас на эту тему не беспокоятся. У нас есть Архангельская область, республика Коми, которые можно загрязнять, и никто ничего не скажет», — поделился мнением эксперт.
Методов переработки пока для таких батарей нет, а литий очень активный и опасный металл. Шалунова предположила, что в таком случае можно внедрить практику передачи таких батарей для вторичного использования, где требуется меньшее напряжение.
3. Не спросить у лидеров отрасли
Валдин также подчеркнул, что пока никто и нигде не предложил экономичных и экологичных технологий утилизации отработанных батарей. Самый большой объем электротранспорта на данный момент находится в Китае. Однако про то, как там работают с «эко-технологиями», россияне знают мало — китайцы неохотно делятся информацией, даже когда речь идет о потенциальном экспорте машин.
4. Стоимость батарей
Но при этом в Петербурге, Москве и других городах России постепенно увеличивается количество электрокаров. По мнению Валдина, следующие несколько лет покажут, приживется ли этот транспорт в двух столицах.
«Объемы электромобилей у нас пока смешные. Москва закупила «игрушки на батарейках», посмотрим, что они будут делать с ними через пять-семь лет. В Москве сейчас большой парк электробусов и они продолжают их заказывать. Это большие батареи, которые находятся на борту этих машин. В Петербурге и в ряде других городов есть троллейбусы с увеличенным автономным ходом, которые тоже ходят с батареями меньшего объема», — уточнил Валдин.
Автоэксперт не случайно называет всего лишь два города, в которых электрокары могут обосноваться. Ведь уже были прецеденты, когда город просто не потянул затраты на содержание такого прогрессивного транспорта.
«В Туле были уже замены батарей таких троллейбусов. Они не смогли заменить и просто выкинули их. Сейчас эти маршруты закрыты и троллейбусы ходят обычно, под проводом. Потому что батареи слишком дорогие, около семи миллионов одна штука», — рассказал эксперт.
5. Обычные шины
Еще одна причина, по которой электрокары невозможно считать экологичным транспортом — их шины. Они такие же, как и у любых других машин, а потому и вредят атмосфере точно так же.
«У машин, которые катаются по дорогам, помимо того, что создают выхлоп и твердые частицы, разрушаются шины и создаются гигатонны колесной пыли, которая оседает в легких человека. Также отходы от тормозных колодок создают проблемы. Меньше всего приносит ущерб рельсовый транспорт, потому что у него нет шин», — подчеркнул Валдин.
6. Топливо
Эколог Шатунова также считает несовершенным источник энергии для таких машин. Однако если пойти по пути Норвегии с их возобновляемым топливом, то урон от такого изъяна можно нивелировать.
«Если источник электроэнергии для электромобиля — это углеводородное топливо, то его будет требоваться значительно больше, чем для бензиновых машин. В глобальном смысле это не лучшая практика. В Норвегии 50 % населения пользуются электромобилями. У них источник электричества в основном гидроэнергетика, это возобновляемая энергия. Там это абсолютно оправдано», — поделилась Шалунова.
Санкт-Петербург — развивающийся мегаполис, хоть он и двигается вперед не очень быстро, как многим хотелось бы. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили у футуролога и архитектора-фантаста, как будет меняться город на Неве в ближайшие несколько десятилетий.
Автор: Юрий Лазарев
#экология #электромобиль #электрокары #мнение экспертов
Источник: